Санкт-Петербург

 

Ты попал в этот город, как зверь в капкан;
Даже если болит, то уже не уйти,
Но однажды ты выйдешь в ночной туман
И увидишь небо в своей горсти...

                                                          И. Ф. 


 

Кликните по картинке для увеличения.

фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Храм Воскресенья Христова (Спас на крови).

 

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.

Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.

Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.

Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови. 


фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Казанский собор.

 

Казанский собор в Санкт-Петербурге – провославный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из  самых больших сооружений в Северной столице. Его& высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и  улица, которая отходит храма.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

 В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили с Гатчины.

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге

А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке -  алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга. И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект.

фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Памятник Чижику-Пыжику.

 

Установлен в 1994 году на реке Фонтанке рядом с 1-м Инженерным мостом, напротив дома № 12/1. Недалеко от этого места, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. По широко распространённому мнению, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки, студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них была сочинена известная песенка:


Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.


Памятник был разработан грузинским киносценаристом и кинорежиссёром Резо Габриадзе. Является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Высота памятника — 11 см, вес — около 5 кг.

Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть монеткой в постамент, на котором стоит Чижик-Пыжик (монетка непременно должна остаться лежать на камне), то желание обязательно сбудется. Для молодожёнов есть еще одна традиция: жених должен опустить привязанную на веревке наполненную рюмку к памятнику и «чокнуться» с клювом чижика, не разбив ее. Это залог счастья для молодой семьи.

За время существования памятника его похищали семь раз, но каждый раз скульптура, усилиями граждан и правоохранительных органов, возвращалась на место.


фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Ледяной дворец.

 

"Ледяной дворец русской императрицы" построенный в 2006 году, повторяет знаменитый ледяной дом императрицы Анны Иоанновны, который был воздвигнут в центре столицы (Петербург) для грандиозного карнавала с "потешной свадьбой" в 1740 году.

По приказу Анны Иоанновны была устроена "забава великая" - "курьезная" свадьба пятидесятидвухлетнего шута князя Михаила Алексеевича Голицына с шутихой калмычкой Авдотьей Ивановной Бужениновой в Ледяном доме. Из храма новобрачных вез на своей спине живой слон, одетый по случаю сильных морозов в теплые боты.
Свадебный поезд сопровождали 300 "инородцев" - мужчин и женщин, представлявших все народы и племена России. Они были одеты в национальные костюмы, а ехали, кто на верблюдах, кто на оленях, кто на волах. Отпраздновав свадьбу, "молодоженов" уложили на ледяную кровать, где им предстояло провести первую брачную ночь, а к дверям приставили караул.

Дом был в длину 16 метров, в ширину - пять, высотой же - шесть метров. Вокруг крыши тянулась галерея. Крыльцо разделяло здание на две половины. В каждой - две комнаты: в одной - гостиная и буфет, в другой - туалет и спальня. В комнаты свет попадал через окна со стеклами из тончайшего льда! За ледяными стеклами стояли писаные на полотне "смешные картины". Освещались они по ночам изнутри множеством свечей.

Перед домом были выставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не один раз стреляли! У ворот красовались два ледяных дельфина, выбрасывавших из челюстей с помощью насосов огонь. На воротах стояли горшки с ледяными растениями. На ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома возвышались две остроконечные четырехугольные пирамиды. Внутри пирамид висели большие восьмиугольные фонари.

По правую сторону дома стоял в натуральную величину слон c ледяным персиянином, сидевшим на нем верхом, сбоку на земле стояли две ледяные персиянки. Днем из хобота бил фонтан почти на четыре метра, а ночью - огонь.

Нынешний Ледяной дворец в Санкт-Петербурге, был построен в соответствии с макетами Ледяного дворца императрицы Анны Иоанновны. "Ледяное чудо света"расположено между Александровской колонной и Адмиралтейством.
Для его строительства использовалось 6 тысяч ледяных блоков размером метр на полметра, которые нарезали из льда Ладожского озера и Суздальских озер. Кроме "Ледяного дворца русской императрицы", на Дворцовой площади построены не только ледяной дом, но ледяной палисадник с ледяными деревьями, две ледяные церквушки, ледяные пушки и действующая ледяная баня. Реконструкция этих забав XVIII века стала возможной благодаря найденным в архивах чертежам. При Анне Иоановне ледяным строительством занимался архитектор Петр Еропкин, известный как разработчик трехлучевой схемы застройки Петербурга.

 

фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Дворцовый мост.

 

С 1856 года вблизи будущего моста начал устанавливаться плашкоутный мост, перенесённый после возведения постоянного Благовещенского моста, получившего название Дворцовый. С 1896 году перенесён вниз по течению на 53 м в то место, где позже был возведён постоянный мост.

В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского. На первом этапе конкурса из 27 проектов не было выбрано ни одного. Оставалась неопределенность и с трассой будущего моста. Затем было проведено еще два конкурса, общее число проектов достигло 54. В 1909 году был принят проект инженера А. П. Пшеницкого. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р.Ф. Мельцеру.

5 февраля 1911 года был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов; в нём была указана дата окончания строительства: 15 октября 1913 года. Но этим планам не суждено было сбыться: строительство началось в 1912 году, было задержано из-за начавшейся Первой мировой войны.

Только в 1914-1916 годах пристань со львами была перемещена с трассировки моста на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства. Работы по переносу пристани производил инженер А. П. Пшеницкий.

Мост был открыт только 23 декабря 1916 года, но оформление моста было закончено только после революции, например, чугунные перильные решетки появились только в 1939 году. Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова. Предполагавшиеся проектом большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста так и не были установлены. Пшеницкому удалось достичь удивительного эффекта: мост как бы стелется по воде, сохраняя панораму невских берегов.

С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году. В 1977 году реконструирован по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова. В 1994 сняты трамвайные пути.

Уникальный разводной механизм моста, который поднимает 700-тонные пролёты вверх, состоит из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов.

 

Петербургский романс.

 

Город, тонущий в дождях и листопадах,
Город криков чаек и ветров.
Город, как обрыв, откуда нам бы
Спрыгнуть, иль взлететь в метель веков,
В бездну моря, в бездну мирозданья,
В звезды, или в каплю янтаря.
Город-спрут, нас обложивший данью,
Нам подарки царские даря.
Город-призрак, город-наважденье,
Город-память, город трех имен,
Проклятый в мгновенье зарожденья,
В день рожденья был благословлен.

Город, исчезающий в метелях,
Город, ускользающий по льду.
Город, где едва ли мы неделю
Солнечную наберем в году.
Мрак дневной твоих дворов-колодцев
И круженье проходных дворов.
И свиданья все - на "Маяковской",
Расставанья - у Пяти углов.
Город утонченного эстетства,
Город стильной лиговской шпаны.
Город, убегающий, как детство.
Город, разноцветный, словно сны.

Город исступленного желанья.
Город искупления грехов,
Город-кара, город-наказанье,
Город разводящихся мостов.
Белой ночи белая горячка
В шорохе раскрывшихся цветов,
Или в переулках тихих прячет
Строки ненаписанных стихов.
Город, на кресте Невы повисший.
Копья. Цепи. Ржавая вода.
Всех понявший, все давно простивший,
Город, уходящий в никуда...  


фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Решетка Михайловского сада.

 

Уже десять лет в Михайловском саду Государственного Русского музея ведутся реставрационные работы по воссозданию исторического облика уникальной решетки. Установленная в 1907 г., она стала органичной частью архитектурного ансамбля бывшей церкви Воскресения Христова («Спаса на крови»), выстроенного по проекту зодчего А. А. Парланда. По его же проекту была сделана и сама решетка. Реставрация осуществляется в рамках проекта, финансируемого японской компанией JT International, который предполагает воссоздание 26 кованых звеньев решетки, каменных пилонов, цоколя и главных ворот Михайловского сада, включая восстановление их декоративного убранства, двух кованых фонарей, вензеля Александра III и цветной керамической глазурованной плитки пилонов. Автором принятого к исполнению проекта реставрации стала архитектор В.Н.Воронова.

 

фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Театральный и Мало-Конюшенный мосты.

 

Уникальная мостовая композиция, расположенная в месте соединения реки Мойки и канала Грибоедова, состоит из сходящихся в одной точке Театрального моста, через канал Грибоедова, Мало-Конюшенного моста через Мойку, и сухопутного моста-дамбы между двумя реками, известного под простым названием – Пешеходный. Театральный и Мало-Конюшенный мосты так близко расположены друг к другу, несмотря на то, что первый перекинут через Мойку, а второй – через канал Грибоедова, что порознь их обычно просто не рассматривают. Эти два моста имеют даже несколько общих, неофициальных названий – «Трехарочный», «Тройной» или «Трёхколенный» мост.

История мостов уходит своими корнями в глубь 18 века, когда в точке пересечения Мойки и канала Грибоедова, появились два узеньких деревянных мостика. Первоначально Театральный мост нарекли Перво-Конюшенным, но после постройки на Царицыном лугу (будущее Марсово поле) деревянного театра, предназначавшегося для выступлений иностранных гастролеров, строению было дано новое название, которое оно носит и по сей день.

С приходом 19 века, было разработан целый ряд проектов, предусматривающих замену старых деревянных Театрального и Мало-Конюшенного мостов на каменные или металлические. Однако новое строительство по каким-либо причинам постоянно откладывалось и переносилось. В основном такое замешательство было вызвано строительством в городе других, более важных сооружений. Так, например, в тот период времени, как раз происходило формирование архитектурного ансамбля площади Искусств и градостроители просто не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга.

Такая ситуация складывалась до 1807 года, пока архитектор К.И. Росси не принялся таки перепроектировать район, в котором ему предстояло строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича, между тогдашним Екатерининским каналом и Фонтанкой. Среди прочих объектов, задуманного архитектурного комплекса, были и проекты двух необычных мостов, изюминка которых крылась в том, что мосты, опирающиеся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, сходились в общей опоре на середине Мойки. Тогда же эта необычная композиция из мостов, впервые получила свое простонародное название - Трёхарочный мост. Тем не менее, официально за двумя новыми мостами оставили прежние названия, оставшиеся от прежних деревянных мостиков - Мало-Конюшенный и Театральный.

Смелый проект К.И. Росси, в окончательном своем виде скорректированный  инженером Е. А. Адамом, был воплощен в жизнь в период с 1829 по 1830 годы, под руководством В. К. Треттера. Известно, что между градостроителями разгорелся спор, по поводу декора новых сооружений. Адам предлагал  выполнить ограды и фонари мостов в различном оформлении, однако Треттер настоял на том, чтобы мосты, составляющие одну композицию, выглядели единообразно. Таким образом, и Театральный, и Мало-Конюшенный мосты, стали иметь по одному пролету, перекрытому чугунными сводами из тюбингов, а также схожие торшеры и чугунные перильные ограждения, выполненные в стиле позднего классицизма. Так, в декоре строений преобладают элементы растительного узора – решетку ограды составляют  вертикальные круглые стержни с капителями в виде нераспустившихся бутонов, а в центре каждого ее звена расположены маски Медузы Горгоны с полумесяцем, окружённые пальмовыми листьями и ветвями. Детали перил, покрытые сусальным золотом, особенно хорошо выделяются на их общем фоне. Арочные пролеты мостов составили чугунные секции, скрепленные болтами. Одинаковой у мостов стала и их ширина – около 15,6 метров, однако длины их заметно различаются: Театральный мост составляет 18 метров, а Мало-Конюшенный – 23 метра. Со стороны здания Главных императорских конюшен к Театральному мосту примыкает арка ложного Пешеходного моста, образуя, таким образом, с ним и Мало-Конюшенным мостом единую, пропорциональную и строго симметричную архитектурно-планировочную композицию.

Хочется отметить, что композиция Тройного моста уникальна и в мировой практике мостостроения относится к истинным шедеврам. Поэтому не мало важным является тот факт, что исторический облик мостов сохранен до нашего времени без существенных изменений. Лишь в 1936 году, в процессе капитального ремонта мосты претерпели незначительную модернизацию: мостовое полотно заасфальтировали, а пешеходную часть отгородили от проезжей высокими гранитными поребриками. В 1952 году, при реставрации этих уникальных сооружений, был восстановлен первоначальный декор оград и фонарей, утраченных в смутном 1917 году. Последнюю свою реставрацию мостовой ансамбль пережил в 2001 году, когда мостовое полотно было вновь вымощено отесанным камнем, а автомобильное движение прекращено, дабы не разрушать памятник архитектуры первой половины 19 века, который к тому же, находится под охраной государства.


фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Зимняя канавка.

 

Небольшой канал, соединивший Неву и Мойку, был прорыт в 1718-1720 годах. Работами руководил известный строитель-подрядчик Василий Озеров. Первоначально канал назывался Зимнедомским, или Зимнедворцовым, - от располагавшегося рядом Зимнего дворца Петра I. В 1783-1787 годах на месте дворца было построено классическое трехэтажное здание Эрмитажного театра, автором которого стал выдающийся архитектор Джакомо Кваренги. Чтобы соединить новое здание со Старым Эрмитажем, через Зимнюю канавку была перекинута высокая арка-галерея. Когда галерея была построена, завистники попытались оклеветать архитектора в глазах императрицы, и пустили слух, что арка очень непрочна и может упасть в любой момент. Екатерина, дабы развеять все домыслы, приказала устроить в галерее грандиозный пир со множеством приглашенных. Само собой разумеется, что арка-мост, проект которой был тщательно продуман и рассчитан, выдержала празднество, после чего вопросы о ее непрочности уже не обсуждались.

В 1782-1784 годах набережные канавки были закованы в традиционный для города гранит и украшены строгими решетками, выполненными по проекту скульптора И. Ф. Дункера.

Набережная Зимней канавки в 18 веке называлась Почтовой, так как неподалеку, на Миллионной улице, располагался Почтовый двор. В начале 19 века Почтовый двор переехал в район нынешней Почтамтской улицы, и канал был переименован в Зимнюю канавку.

Через небольшую Зимнюю канавку (ее длина - 228 метров, а ширина не превышает 20 метров) перекинуто три моста: Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный, бывший Зимнедворцовый. Первый Зимний и Эрмитажный мосты были построены в 18 веке, причем Эрмитажный мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Второй Зимний мост был сооружен в 1960-х годах, но, тем не менее, он не производит впечатления современной конструкции, а напротив, полностью соответствует старинному стилю. Это было сделано специально, чтобы не разрушить атмосферу пушкинского Петербурга.

Если бы создали список самых романтичных мест Петербурга, то Эрмитажный мостик занял бы в нем одно из первых мест. И дело не только в том, что этот уголок, расположенный в центре Петербурга, необыкновенно красив. По сюжету оперы Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама", в финале оперы Лиза бросается c Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, не дождавшись Германа. Отсюда происходит второе популярное название этого моста - "Мостик Лизы". 


фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Набережная р. Мойки, д. 39.

 

Восточный корпус здания Главного штаба и министерств, обращенного парадным фасадом на Дворцовую пл. Ранее в этом доме располагались Министерство Иностранных дел и Министерство финансов. 


фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Кораблик Адмиралтейства.

 

Адмиралтейство — один из шедевров архитектуры Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Кораблик на шпиле Адмиралтейства — один из символов города. В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болесом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен. Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болеса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль — фрегат “Орёл”, построенный в 1667—1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел. Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. 


фото Koris. Санкт-Петербург.
фото Koris. Санкт-Петербург.

Александровская колонна (Александрийский столп). 

 

Памятник в стиле ампир на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, один из символов города.

Еще при проектировании ансамбля Дворцовой площади К.Росси планировал установить памятник в ее центре. Но предложенный вариант конной статуи Петра I его не устроил, и место некоторое время оставалось вакантным. В 1829 году император Николай I проводит конкурс на проект памятника "незабвенному брату" Александру I, в котором принимает участие и известный французский архитектор О.Монферран. Его первый проект величественного гранитного обелиска не получает одобрения императора, но Монферран не сдается. Учитывая пожелания Николая I, он заменил обелиск на колонну, взяв за основу прекрасный образец античного искусства - колонну Траяна в Риме. Высота нового монумента внушительна и превосходит многие мировые аналоги, а использование в качестве стержня колонны монолитного куска гранита еще на этапе проекта бросает вызов пределам инженерной мысли. Монферран добивается победы - 24 сентября 1829 года проект был утвержден.

Началась долгая и тяжелая работа. На месте будущей Александровской колонны был вырыт котлован глубиной четыре метра, в котором в течение трех месяцев забили 1250 шестиметровых сосновых свай. Сверху на них были положены блоки гранита в полметра шириной. В один из центральных блоков поместили шкатулку с монетами и медалями, выбитыми в честь Александра I, а также с памятной табличкой о начале строительства. На получившийся фундамент установили огромный монолит весом в четыреста тонн для основания пьедестала. При его установки был использован оригинальный раствор из цемента с водкой и мылом. Водка помогала цементу лучше схватываться на морозе, а при добавлением мыла монолит было удобно перемещать по фундаменту (для наиболее точной установки) с небольшими затратами сил. На монолит установили верхние части пьедестала, и на этом подготовительные работы были завершены.

Пока шли работы на Дворцовой площади, в каменоломне Пютерлакс, на берегу Финского залива рабочие под руководством В.А.Яковлева и С.В.Колодкина готовили будущий стержень Александровской колонны. Для транспортировки его  в Санкт-Петербург был построен специальный бот "Святой Николай", на котором 1 июля 1832 года монолит и прибыл к Дворцовой набережной.

Предстоял самый сложный этап работ - водрузить центральную часть колонны на постамент. Под руководством А.А.Бетанкура были сооружены строительные леса, установлена система блоков и шестьдесят кабестанов. 30 августа 1832 года в присутствии тысяч людей и членов императорской семьи, колонна была установлена на постамент. Эта грандиозная операция заняла 1 час 45 минут и потребовала участия в ней почти двух с половиной тысяч солдат и рабочих.

Работы по отделке и полировке Александровской колонны продолжались еще в течение двух лет. На ее вершину установили фигуру ангела работы скульптора Б.И.Орловского - в левой руке ангела крест, а его взгляд устремлен на землю. По желанию императорской семью ангелу приданы черты лица Александра I. Пьедестал украсили барельефами с изображением воинских доспехов, оружия и аллегорических фигур: Победы, Славы, Милосердия, Справедливости, Мудрости, Изобилия.

30 августа 1834 года монумент торжественно открыли - состоялось богослужение и военный парад.

Это интересно: многие горожане опасались проходить вблизи Александровской колонны из опасения, что она рухнет, так как ничем не закреплена и держится лишь тяжестью своего веса. Из-за этого Монферран каждое утро прогуливался со своей собачкой у памятника, чтобы развеять страхи горожан.

Это интересно: в 30-х годах XX века были планы по замене ангела на В.И.Ленина.

Это интересно: высота колонны - 47,5 метров, общий вес - более 700 тонн. 


Фотографии с экскусий.

Comments: 2
  • #2

    koris (Tuesday, 28 February 2012 00:03)

    Спасибо!

  • #1

    photopricol (Thursday, 12 January 2012 12:59)

    Красиво !